Икебана 生 花
Содержание:
Принципы составления
Икебана своими руками может выглядеть очень стильно, если соблюдать основные принципы, полученные от японских мастеров. Вся философия композиции должна сосредоточиться на одном центральном мотиве, самом ярком и крупном цветке. Остальные составляющие должны только дополнять красоту главного цветка.
Чтобы найти ту самую гармонию, нужно обязательно учитывать, как этот цветок существует в природе, как его ветви тянутся к солнцу, а остальные элементы могут лишь подчёркивать динамику его роста. Благодаря этому принципу икебана вносит в жилище человека частичку природы.
То же самое касается и сосуда. Он может быть различной формы и размера, но он не должен быть слишком заметным, пёстрым или блестящим. Его целью является только собрать картинку воедино, послужить опорой для элементов, как земля служит основанием для цветов и деревьев в природе. Лучше чтобы сосуд, сделанный из природного материала, был естественного не сильно яркого цвета.
Икебана из цветов не должна быть чрезмерна, ведь это не обычный букет. Главное условие её гармонии заключается в простоте и изяществе
Важно не допустить перебор, иначе красота основного мотива просто потеряется в буйстве второстепенных красок
Когда опыт в составлении композиций уже будет приобретён, можно заняться сбором икебан для привлечения в дом различных благодатей. Ведь японская философия гласит, что каждое растение имеет свою душу, и включение его элементов в композицию может принести в жилище человека разные явления. Сосна символизирует выносливость, роза – вечную красоту, бамбук – энергию, пион – богатство, сакура – крепость семьи.
Правила
Есть также определенные правила создания икебаны. Среди ключевых такие:
• Выделение центрального элемента. В данном искусстве особую роль в каждой композиции отводят одному-единственному цветку, листку, ветви.
• Динамика. Для ее поучения используется один хитрый прием – элементы располагаются под определенным углом к поверхности, вазе, друг другу. Для икебаны следует выбирать ветки и цветы изогнутые – так, по мнению японцев, созданное творение наполняется эмоциями.
• Асимметрия. Не нужно стараться все сделать вычурно, как в наших классических букетах . В данном случае все символизирует человека, небо, землю. И это объединяется в едином целом – икебане.
Создание яркой композиции
В конце весны наступает чудесное время – расцветают первые цветы. Прекрасны полевые цветы, которыми полны зеленые луга, не уступают им лесные и садовые соцветия.
Кто из нас не собирал цветов, чтобы поставить букет дома? Многие бережно сохраняют засушенные розы, полученные в подарок в один из памятных дней. К сожалению, обычные букеты быстро засыхают, начинают осыпаться, их приходится выбрасывать. Обычная сушка лепестков между страниц книг – хорошее воспоминание, но не декоративное украшение дома. Между тем, японские мастера икебаны с успехом используют сухие цветы (как, впрочем, и другие природные материалы) для создания полноценных украшений домашнего интерьера. При этом каждое из них индивидуально, связано с вашими воспоминаниями, дорого вашему сердцу.
Икебана из сухих цветов полностью соответствует буквальному переводу этого понятия – «новая жизнь цветов». Если в икебане из живых цветов, каждый цветок получает, благодаря окружению, новое звучание, то в «сухой» икебане букет продлевает свою жизнь в декоративном произведении.
Традиционная японская икебана строится по строгим канонам, мастера вкладывают в нее философский смысл. Для того чтобы создать классическую икебану, нужно долго учиться, но для наших целей – достаточно соблюдать простейшие правила. Главное из них – «правило трех линий». По нему икебана состоит из неправильного треугольника, созданного тремя линиями: длинная ветка «Небо» (по-японски «син»), средняя – «Человек» («соэ»), маленькая – «Земля» («хикае»).
Соблюдая это правило, включите свою фантазию – в икебане крайне важна индивидуальность художника. Двух одинаковых икебан не должно существовать.
Собирать цветы нужно поздним сухим утром. Помните, что после сушки цвет растений меняется – красные цветы темнеют, светлые – желтеют. Меньше всего меняются синие, розовые, лиловые, оранжевые оттенки. Многие растения можно сушить в виде готового букета – лимониум, рогоз (подобен камышу, многие их путают), щетинник (декоративное просо), другие злаковые. Кустовые хризантемы, лаванду, душистые травы лучше собрать в небольшие пучки и сушить, подвесив вниз соцветиями. Для лучшей сохранности цвета их можно обернуть тонкой бумагой.
Гораздо быстрее сушатся цветы в микроволновке
Но при такой сушке нужно соблюдать повышенную осторожность – включать печь буквально на несколько секунд и каждый раз проверять цветы. После такой сушки – нужно пару дней досушивать материал в естественных условиях
Для сушки любых цветов хорошо подходит гидрогель. В плоский контейнер (желательно герметичный) насыпается слой гидрогеля и укладываются бутоны, которые аккуратно засыпаются гидрогелем полностью (между расправленными лепестками). При таком способе естественная форма цветка не меняется. Цветы нужно регулярно и часто проверять, так как есть риск пересушить их (они становятся хрупкими и ломкими).
Пригодится вам и старый способ сушки растений – между листами книг или альбомов. В этом случае нужно выбрать красивые цветы или лепестки, учитывая, что после сушки они станут плоскими. Такая форма тоже используется в икебане, а также в настенных декоративных панно.
Вот несколько примеров составления декоративных композиций из сухих растений:
Икебана Осень своими руками
Икебану обычно делают из природного материала: сухих и живых цветов, листьев, веток. Очень необычно делать икебаны из листьев деревьев и овощей (капусты, петрушки, сельдерея). Неожиданная и интересная получится икебана, если использовать осенние ягоды и фрукты, насаженные на ветки. Из статьи вы узнаете: основные правила составления икебаны и как сделать осеннюю икебану своими руками.
Правила составления икебаны
При составлении икебаны надо помнить, что икебана – это не букет, она не терпит пышности. Основу икебаны составляют три элемента-символа: син (небо), соэ (человек), хикаэ (земля).
Икебана строится по таким правилам:
1. Все элементы устанавливаются асимметрично, образуя как бы треугольник, при этом элементы должны находиться в разных плоскостях.
2. Сосуд для икебаны должен соответствовать используемому растительному материалу, быть однотонным и без рисунка. Грубая керамика подходит для тяжелых цветов и крупных веток; полевые цветы хорошо смотрятся в фаянсовых или деревянных сосудах и в плетеных корзинках; для роз, тюльпанов, гвоздик и ландышей — стеклянные или фарфоровые вазы. В роли «вазы» можно использовать любые понравившиеся предметы.
3. Пропорции трех основных элементов предопределяются размером сосуда: длина стебля первого элемента – неба (син) – равна сумме длины диаметра и высоты сосуда умноженной на 1,5.
4. Соотношение и расположение элементов-символов:
- человек (соэ) должен быть равен 2/3 элемента неба (син), и они наклонены в одну сторону;
- ветка элемента земли (хикаэ) должна составлять 2/3 длины человека (соэ) и размещаться впереди или быть немного сдвинутой в противоположную сторону от двух других элементов;
- все элементы закрепляются в икебане так, чтобы они казались ветвями одного растения.
5. Ветки в сосуде закрепляются всегда в одной из четырех точек: справа, слева, спереди, сзади. Для этого используют специальное приспособление для закрепления цветов – кэндзан или пиафлор (пористую губку), если их нет, то воспользуйтесь пластилином или полиэтиленовым пакетом, наполненным керамзитом.
6. После расположения основных элементов, пространство заполняется растительным материалом второй степени значимости.
Мастер-класс: икебана «Осень» своими руками
- 2 ветки орхидеи цимбидиум;
- ветки «тинги»;
- высокая узкая ваза высотой 30 см;
- стеклянные шарики;
- секатор, ножницы.
- Заполняем вазу до половины стеклянными шариками.
- В качестве хикаэ берем прочную ветку орхидеи цимбидиум, в высоту около 50 см, с небольшим изгибом в левую сторону.
- Помещаем хикаэ в вазу, чтобы основание стебля касалось дна вазы, и наклоняем ветку влево на 15°.
- В качестве син берем ветку орхидеи со стеблем почти 60 см и тоже ставим под углом 15°, наклонив на правую сторону.
- Веточку «тинги» ставим в вазу почти параллельно с сином, и немного наклоняем назад в левую сторону, за хикаэ.
Икебана «Осень» готова.
Мастер-класс: осенняя икебана из даров природы своими руками
- мини тыква;
- разветвленная красивая ветка без листьев;
- веточки рябины;
- шишки;
- высушенные листья;
- каштаны;
- термопистолет;
- блеск для листьев комнатных растений.
- В тыкве ровно срезаем донышко, а верхушке делаем небольшое отверстие и по возможности вычищаем тыкву от семечек.
- Шишки термопистолетом приклеиваем к концам веточек основной ветки;
- В тыкву вставляем и закрепляем основную ветку, а верхнее отверстие тыквы украшаем веточками рябины.
- Приклеиваем высушенные листья и маленькие веточки рябины в нескольких местах на основную ветку.
- Для придания свежести композиции обрабатываем блеском для комнатных растений.
- Для создания законченности композиции на столе выкладываем ковер из листьев и каштанов, а сверху ставим нашу икебану. Наша осенняя икебана готова.
Составление икебаны – это искусство, которому в Японии надо долго учиться. Пробуйте, экспериментируйте и у вас обязательно все получится.
Экибана из листьев своими руками делаем для детей на тему осень
Осень – это прекрасное время экспериментировать и использовать окружающие нас предметы. Если вы начинающая или опытная рукодельница, очень творческая натура, или же вы любитель украсить интерьер необычными вещами или просто родитель, эта пора года для вас. В период осеннего листопада очень актуально попробовать себя в создании такого шедевра, как экибана из листьев своими руками.
Если летом намного проще найти разнообразные и красочные материалы для экибаны, то осенью это сделать немного сложнее. Однако не стоит унывать! Присмотритесь внимательнее, для создания экибаны отлично подойдут всевозможные листья деревьев, веточки сухоцветов, ягоды рябины, овощи, шишки, желуди и многое — многое другое! Можно подключить своих малышей к поиску материалов для вашей осенней композиции. Для детей это будет веселым, полезным и познавательным занятием! В процессе сбора и работы с природными материалами у детей развивается мелкая моторика, а впоследствии и речь, воображение, сенсорные способности.
Из натуральных природных материалов можно сделать множество необычных поделок: гербарии, экибаны, цветочные композиции, детские аппликации и многое другое. Все это станет отличным украшением вашего дома, добавит в него свою изюминку и уют.
Подготовка материалов
В любом деле очень важно правильно подготовить исходный материал. Для того чтобы экибана из осенних листьев выглядела красиво, необходимо выбирать только целые и здоровые листья. Сушить листики нужно между страниц книги или альбома, придавив грузом
Это необходимо сделать для того, чтобы избежать скручивания листьев в дальнейшем. Подготовленные таким образом осенние листочки используют для детских аппликаций, коллажей из листьев, а также для гербариев
Сушить листики нужно между страниц книги или альбома, придавив грузом. Это необходимо сделать для того, чтобы избежать скручивания листьев в дальнейшем. Подготовленные таким образом осенние листочки используют для детских аппликаций, коллажей из листьев, а также для гербариев.
Объёмные композиции
Если существует необходимость выполнить объёмную композицию, осенние листья замачивают на три-четыре дня в растворе глицерина (200 мл) и холодной воды (400 мл). При обработке данным методом осенние листья становятся гибкими, податливыми и не теряют свой первоначальный красивый вид.
Плоские поделки
Существует четыре способа сушки листьев для плоских поделок:
- Естественный метод. Собранные природные материалы завязывают в пучки и развешивают на нитке в сухом, хорошо проветриваемом помещении.
- Сушка горячим утюгом. Осенние листья раскладывают на плотный картон, сверху кладут тонкую бумагу и аккуратно проглаживают горячим утюгом. Проглаживать необходимо до полного испарения влаги из листьев.
- Объёмное просушивание. При этом способе осенние цветы лучше всего сохраняют форму и свой объём. Цветок срезают и помещают на один месяц в просушенный и прокаленный песок.
- Метод сушки в духовом шкафу. Необходимо выставить в духовке совсем небольшую температуру, около 60 градусов Цельсия. Подготовленное природное сырьё выкладывают на основу и медленно сушат. Следует все время следить за состоянием листьев и цветков, не допускать их потемнения или потери ими формы.
Давайте попробуем сделать такой необычный букет роз из осенних листьев своими руками, как на этом фото
- Примерно 30-40 кленовых листов разного окраса и размера
- Скотч
- Лента для украшения, бусины, ягоды
- Ваза для букета
Промываем листья водой, не высушиваем их, а сразу приступаем к работе с ними.
- Кленовый лист нужно сложить пополам поперек основного стебля, скрутить в трубочку.
- Вторым листиком обматываем нашу заготовку, при этом немножко загибая внешний край второго листа
- Повторяем эти же действия с третьим, четвертым и пятым листиками. У вас должна получиться роза, полностью раскрывшая свой бутон. Фиксируем получившийся цветок скотчем.
- По этой же схеме делаем желаемое количество роз.
- Собираем цветы вместе и делаем по периметру обёртку из больших кленовых листьев.
- Экибану можно дополнить бантом или любым другим декором.
Видео-подборка
В конце мастер – класса предлагаю посмотреть видео по этой теме. Как видите, сделать композицию из осенних листьев совсем не сложно, а результат будет радовать вас долгое-долгое время.
Основные принципы
Важнейшую роль играет сам сосуд, который должен сочетаться с содержимым формой и цветовой гаммой (лучше однотонный). Пользуются также деревянными, фаянсовыми ёмкостями, плетёными корзинами. При большом числе составляющих следите за его устойчивым положением.
Низкие бортики вазочки предполагают воспользоваться кэндзаном – специальной поверхностью из металла с иголками. Крупные сучья, тяжёлые комплектующие – для керамических вазонов. Лёгкость фарфора или стекла подчёркивается нежными цветками. Детали крепятся в пластилине, пакете с керамзитом, пористой губке.
В современных вариантах используются фрукты, ягоды, листья, травы и кустарники в виде камыша, зерновых, ковыля, можжевельника. Сочетание искусственных и естественных материалов только приветствуется. Классический канон требует соответствия сезону.
Живые растения
Цинния, календула в коме грунта ставятся в ёмкость оригинального облика и обрамляются морской галькой. Оранжевым хризантемам на коротких ножках лучшее местечко в небольшой тыковке в качестве яркого солнечного акцента в квартире.
Плетёная корзина прекрасно подойдёт для летней зарисовки. Она подчеркнёт изящество белых цветов, вставленных во флористическую губку на донышке или сосудик с жидкостью. Единственным недостатком является быстрое увядание, поэтому не забудьте сделать фото своего произведения на память.
Цветочную композицию дополняют:
- сухими и бумажными бутонами;
- камнями;
- сучьями, древесиной;
- семенами;
- пластмассовыми, металлическими аксессуарами.
Лиственные и хвойные ветви не желательно применять совместно.
Используем дары природы
Взяв тыкву, слегка обрежьте дно, придав устойчивость. Из сделанного вверху отверстия удалите лишние мягкие внутренности. На сук с красивыми разветвлениями крепятся клеем осенние листья и шишки термопистолетом. Вставляем заготовку в основу, закрепляем. Все места соединений декорируем рябиной. Поддон оформляем листвой и каштанами.
Для любителей минимализма простейшая экибана включает лишь один лист и фрукт, которые насаживаются на две проволочки и вставляются в любое основание в изогнутом виде.
Стилевые виды икебаны
Стили искусства икебаны создавались на протяжении долгого времени существования техники. Есть самые востребованные способы компановки растительных элементов:
«Рикка» — является одним из самых старых стилей. Дословно название переводится как «растение, которое стоит». Из этого следует, что большинство элементов расположено вертикально.
«Сека» — зародился в 17 веке. Композиция в данном стиле включает 3 растения вертикально стоящих, являющихся символами неба, земли, человека. Цель «сека» — подчеркивать натуральную привлекательность растений.
«Нагеирэ» или «Хейка» — исключительность стилистики заключается в одном элементе – высокой вазе с узенькой горловиной. В нее устанавливаются высокие ростки, которые опираются на стенки и горлышко сосуда.
«Морибана» — противоположность «Хейке», то есть основа здесь – широкая практически плоская посуда в виде блюдец, тарелок, подносов. Готовая икебана выходит объемной.
«Дзиюка» — сочетает в себе несколько стилистик, направление, дающее полет фантазиям при составлении икебаны.
История возникновения
О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.
Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.
Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.
Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.
Икебана на чайной церемонии в Древней Японии
К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.
Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.
Виды стилей
За семь веков своего развития, японское искусство икебаны разработало множество различных стилей и школ. За сотни лет они изменились совсем немного: от торжественной обстановки в храме до уютной атмосферы нашего дома.
Среди наиболее распространенных — rikka (стоящие цветы), seika или shoka (живые), nageire (брошенные цветы), а также стиль moribana школы Охара.
Стиль Rikka
Рикка является одним из основных стилей, в создании которого используется высокая ваза и подчеркиваются вертикальные линии. Главной его особенностью является акцент на природную красоту цветов, располагая их с простым изяществом.
На протяжении многих лет rikka совершенствовалась, становясь все более стилизованной, со строгими правилами подбора, как растительного материала и типа контейнера, так и в размещении нечетного числа элементов (обычно семь или девять).
Стиль Сейка (Shoka) (фото 3 и 4) появился в середине XVIII века. Он представляет собой более простую рикку, но его составление также требует определенных правил. Работают только три основных компонента, подчеркивающих внутреннюю красоту растений и уделяется меньше внимания традиционной формализации.
Стиль Shoka
Нагэирэ берет свои корни в XVI веке и предназначался для украшения чайных домиков и чайных церемоний. Для его создания можно применять свободную аранжировку с использованием высоких ваз без какой-либо фиксации. Разрешается также класть цветы на ободок горла вазы.
Moribana использует мелкий контейнер и кэднзан – специальный держатель с множеством острых шипов, в которые вставляются цветы
Важной особенностью морибана является широкое пространство, естественные формы, которые создают впечатление ландшафта. Данный стиль стал использоваться всего около ста лет назад и правила его создания не так строги и трудоемки, как в других направлениях
Формы, которые одинаково применимы ко всем стилям, включают в себя вертикальное расположение элементов композиции, косое и каскадное.
Икебана: модель мироздания
Икебаной называют искусство составления цветочных композиций, а также букеты, составленные по правилам такого искусства.
Предположительно, икебана зародилась в Китае в VI -VII вв. н.э. Изначально это изобретение буддистского монаха использовали в качестве приношения богам. Цветочные композиции, или, как их называют сегодня, аранжировки, создавали священники и послушники монастырей. Чаще всего композиция в стиле того времени состояла из ветки сосны или кипариса, а также лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных бронзовых сосудах.
С развитием светской культуры в Х-XII вв. композиции из цветов стали частью внутреннего убранства дворцов и жилых покоев представителей аристократического сословия. При императорском дворе часто проводились состязания по составлению букетов.
В XVI в. с распространением чайной церемонии сформировался особый вид икебаны для украшения ниши в чайном павильоне. Простота, гармония и сдержанная цветовая гамма, характерные для предметов чайного культа, распространялись и на оформление цветов.
В XVII-XIX вв. искусство икебаны получило широкое распространение. Традиционным стало обучение девушек искусству составления букетов, но в связи с популярностью икебаны композиции упростились.
Выйдя за рамки ритуального обряда – подношения символически значимых цветов Будде и почитаемым предкам, в Японии икебана стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые разные сферы жизни. Оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире. Если на Западе икебана рассматривается порой как легкое и приятное хобби, то в Японии продолжает оставаться объектом познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа. Для большинства жителей Страны восходящего солнца икебана остается обязательным элементом национальной культурной традиции и совершенной моделью мироздания. На самом глубинном философско-религиозном уровне она может предстать как образ идеального мира и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок. Икебана может быть и нежным любовным или дружеским посланием, и просто вызывать восхищение своей красотой.
Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого – вот кредо истинных художников икебаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хэйку (хокку), которые отличают те же краткость, глубина и совершенство:
Жизнь моя! Наедине с хризантемой замру в тишине…
Икебана: правила и общие рекомендации
Не многие знают, что для создания такой композиции вовсе не обязательно использовать исключительно живые цветы. В процессе можно смело добавлять высушенные бутоны и даже искусственные растения. За счет этого икебана будет иметь более привлекательный и необычный вид. Кроме того, в работе стоит придерживаться некоторых рекомендаций. Их существует довольно большое количество, но мы отметим главных из них. Новичкам эти знания будут особенно полезны.
В первую очередь отметим, что красивые цветы не являются гарантом красивой композиции
Намного более важно правильно разместить все элементы по отношению друг к другу. Только в таком случае икебана будет выглядеть действительно привлекательно. Также не стоит забывать о сезонности
Подбирая материалы, всегда ориентируйтесь на то, какое сейчас время года и для какого события вы планируете делать композицию
Также не стоит забывать о сезонности. Подбирая материалы, всегда ориентируйтесь на то, какое сейчас время года и для какого события вы планируете делать композицию
Не бойтесь пробовать разные варианты сочетания и не обращайте внимание на количество элементов. В данном случае это не имеет никакого значения
Приступать к работе можно только в хорошем настроении и в полном спокойствии. Дело в том, что создание икебаны требует внимательности и в то же время полета фантазии
Поэтому важно полностью посвятить себя этому процессу хотя бы на несколько часов.Также стоит отметить и правила, которые обязательно нужно учитывать в процессе работы над икебаной. В первую очередь – это конечно же, расположение главного элемента. Данное искусство предполагает, что особая роль должна быть только у одного центрального элемента
Это может быть цветок, веточка или даже листик. Кроме того, важно сохранять динамику композиции. Для этого нужно размещать все детали под небольшим углом по отношению к поверхности или вазе. Если в процессе понадобятся веточки, то рекомендуем выбирать изогнутые стебли, плетеные сухоцветы и другие подобные элементы
Данное искусство предполагает, что особая роль должна быть только у одного центрального элемента. Это может быть цветок, веточка или даже листик
Кроме того, важно сохранять динамику композиции. Для этого нужно размещать все детали под небольшим углом по отношению к поверхности или вазе
Если в процессе понадобятся веточки, то рекомендуем выбирать изогнутые стебли, плетеные сухоцветы и другие подобные элементы.
Вопреки стандартам создания классических букетов, икебана предполагает наличие некой асимметрии. За счет этого она смотрится более легко, непринужденно и именно поэтому является универсальной для каждого интерьера. Но в то же время, прежде, чем приступать к ее созданию, нужно все тщательно продумать. То есть определитесь с тем, в какой именно комнате она будет размещена или кому будет подарена. Также учитывайте, что ее ни в коем случае нельзя ставить там, где солнечных лучей слишком много. В противном случае она быстро потеряет привлекательный внешний вид.
Уход за икебаной
Икебана в домашних условиях нуждается в уходе ничуть не меньше, чем другие предметы интерьера. На поверхности её частей тоже скапливается грязь и пыль, которые не придают ей привлекательности.
Чтобы экзотическая композиция радовала хозяев своей внешней красотой, её тоже нужно очищать. Нельзя поставить в углу композицию, чтобы она служила сборником пыли и паутины.
Удалять пыль с икебаны нужно с помощью специальной мягкой щётки очень осторожно, чтобы не нарушить положение деталей. Если композиция кажется чересчур хрупкой, можно просто обдуть её феном
Пагубно на сухоцветы может влиять ещё и изменения влажности. Если она повышена, набухания и плесени не избежать
Если воздух слишком сух, растительные части икебаны легко могут сломаться при неосторожном обращении. Чтобы избежать нашествия всяких мелких паразитов, за экзотическим букетом следует ухаживать как за комнатным цветком, то есть опрыскивать специальными растворами